Обеспечение правопорядка в общественных местах

Вопросы, касающиеся обеспечения правопорядка на улицах и в иных общественных местах.

Граждан интересует вопрос создания подразделений муниципальной милиции.

Вопрос о территориальных основах осуществления охраны общественного порядка в муниципальных образованиях посредством муниципальной милиции законодательно регламентирован пунктом 8 части 1 статьи 15 и пунктом 9 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако согласно абзацу второму части 3 статьи 83 данного Федерального закона указанные положения вступают в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции.

Вместе с тем до настоящего времени законодательство, закрепляющее правовое положение муниципальной милиции, не сформировано.

Ранее, в целях создания правовых, организационных и материальных условий для реализации органами местного самоуправления конституционного права на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка, для ускорения процесса формирования муниципальных органов охраны общественного порядка и до принятия федерального закона в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. № 1115 «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления» в ряде муниципальных образований был проведен эксперимент по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления (далее - эксперимент).

Результаты эксперимента показали, что к выполнению функций по охране общественного порядка оказались не готовы ни субъекты Российской Федерации, ни муниципальные образования. Абсолютное большинство органов местного самоуправления не смогли обеспечить содержание подразделений муниципальной милиции на уровне расчетных нормативов. Формирование на базе подразделений милиции силовой структуры, подчиненной органам местного самоуправления, в сложившейся общественно-политической и экономической обстановке было признано преждевременным.

Указанной позиции, помимо МВД России, придерживались Генеральная прокуратура Российской Федерации, Минюст России, Совет Безопасности Российской Федерации, а также главы администраций 65 субъектов Российской Федерации. К такому же выводу пришло и Главное контрольное управление Президента Российской Федерации, проводившее в январе – марте 2000 года проверку выполнения соответствующего Указа.

Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 2000 г. № 1011 «О завершении эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления» проведение эксперимента завершено. При этом подготовка в ходе эксперимента проекта федерального закона «О муниципальных органах охраны общественного порядка» признана нецелесообразной.

Полагаем, что реализация полномочий по осуществлению охраны общественного порядка, предоставленных органам местного самоуправления Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возможна путем создания условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка. 

Второй наиболее обсуждаемой темой для граждан является вопрос об организации необходимой помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке.

В целях реализации абзаца третьего подпункта «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» осуществлены организационно-правовые мероприятия по упразднению в системе органов внутренних дел Российской Федерации медицинских вытрезвителей.

В целях реализации пункта 3 части 1 статьи 12, пункта 14 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и организации необходимой помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, издан согласованный с Минздравсоцразвития России приказ МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298 «Об утверждении Инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации» (зарегистрирован Минюстом России 21 февраля 2012 г. № 23298).

В сноске к подпункту 4.4 Инструкции отражено, что определение перечня медицинских организаций, в которые могут доставляться лица, находящиеся в состоянии опьянения, входит в полномочия территориальных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения.

В субъектах Российской Федерации проводятся соответствующие мероприятия, направленные на создание и расширение сети медицинских учреждений, в которых имеются специализированные наркологические или токсикологические отделения.

Вместе с тем, данный вопрос остается крайне актуальным и требует дополнительного законодательного регулирования, как со стороны Министерства здравоохранения Российской Федерации, так и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Соответствующий положительный опыт имеется в Томской области, где распоряжением губернатора в структуре подразделения областного государственного учреждения здравоохранения в г. Томске создан пункт медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения.

Пункт имеет лицензию на оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по психиатрии, наркологии, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения, лабораторной диагностике и первичной медико-санитарной помощи, оборудован средствами видео- и аудиоконтроля.

В пункте развернуты кабинет медицинского освидетельствования на состояние опьянения, процедурный кабинет для оказания первичной врачебной помощи, лаборатория для предварительной диагностики содержания психоактивных веществ в биосредах организма, наблюдательные палаты, кабинет нарколога, кабинет фельдшера, душевая, туалеты, хозяйственные помещения.

Также положительным примером решения проблем создания работоспособной системы проведения медицинских экспертиз на состояние опьянения, имеется в Нижегородской области, где организована работа передвижного пункта медицинского освидетельствования Нижегородского областного наркологического диспансера. Благодаря мобильности повышена эффективность проведения медицинского освидетельствования с минимальными временными затратами.

Более чем в два раза увеличилось количество пресеченных правонарушений, связанных с появлением в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

В текущем году УООП ГУОООП МВД России рассматривались обращения граждан, в которых были отражены вопросы по совершенствованию службы сотрудников ППСП.

 

По вопросу осуществления профилактической работы с лицами, условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы, в случае возложения судом на органы внутренних дел Российской Федерации такой обязанности

 В соответствии со статьей 79 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК) контроль за поведением лица, условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце втором подпункта 4.2 Постановления
от 8 декабря 2009 г. № 19-П, за лицом, освобожденным условно-досрочно, в течение всего срока оставшейся не отбытой части наказания сохраняется статус осужденного.

Корреспондирующее положение содержится в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 22
«О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» (далее – постановление № 22). В частности, в абзаце первом пункта 4 указано, что лицо, освобожденное условно-досрочно из мест лишения свободы в порядке статьи 79 УК, считается не отбывшим наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных возложены на ФСИН России.

Пунктом 26 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений. Однако указанная норма не конкретизирует, в отношении какой именно категории освобождаемых из мест лишения свободы лиц полиция обязана осуществлять контроль.

При этом в соответствии с абзацем третьим пункта 4 постановления № 22 административный надзор в отношении лица, освобожденного условно-досрочно из мест лишения свободы в порядке статьи 79 УК, может быть установлен при наличии предусмотренных законом оснований только после истечения срока оставшейся не отбытой части наказания.

Одновременно информируем, что Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 24 июня 2015 г. № 2 «Об эффективности деятельности правоохранительных органов по профилактике правонарушений и преступлений, в том числе предупреждению рецидивной преступности» в целях совершенствования контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно из мест лишения свободы, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлены предложения об определении Федеральной службы исполнения наказаний в качестве федерального органа исполнительной власти, ответственного за организацию индивидуально-профилактической работы с указанной категорией лиц.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России